Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования основных форм несения службы участковым уполномоченным полиции обусловлена следующим. Защита интересов граждан и обеспечение правопорядка в обществе являются одними из приоритетных задач государства. В плане противодействия совершению преступлений и правонарушений наиболее значимая роль принадлежит сотрудникам полиции.
Участковый уполномоченный является полицейским, однако его статус особый, потому задачи и обязанности данной категории сотрудников полиции обширны и специфичны. Особенность деятельности участковых уполномоченных заключается в том, что их работа большей частью связана с населением на тех участках, обслуживание которых им поручается, при этом речь идет не только о тех лицах, которые совершают правонарушения, но и о тех, которые не склонны к нарушению закона.
В научной литературе участковым стало уделяться внимания гораздо меньше, что можно объяснить общим снижением статуса полиции в глазах общества, уважения к участковым, которые в советский период были значимыми и влиятельными. На закрепленных за участковыми участках их знали все, к помощи участковых прибегали достаточно часто и активно. В настоящее время участковые в значительной мере утратили свой статус, многие люди порой даже не знают, как выглядит участковый, их деятельность становится все более незаметной, в результате складывается впечатление, что они практически не работают. Определение функций, задач, основных положений об организации деятельности участковых представляется необходимым для определения возможности совершенствования, как законодательства, так и организационной составляющей.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках курсовой работы.
Объект исследования – правоотношения, возникающие в связи с установлением основных форм несения службы участковым уполномоченным полиции.
Предмет исследования – законодательство России, регулирующее деятельность участковых уполномоченных полиции, правовые позиции высших судов, а также современные взгляды на данный вопрос.
Цель работы: правовые и организационные основы деятельности участковых уполномоченных полиции
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и общую характеристику деятельности службы участковых уполномоченных полиции;
- рассмотреть особенности реализации отдельных форм несения службы участковым уполномоченным полиции;
- изучить проблемы несения службы участковым уполномоченным полиции.
Вопросы несения службы участковым уполномоченным актуальны, вследствие чего данная тема редко становится предметом исследования.
В числе авторов, уделивших внимание анализу форм несения службы участковым уполномоченным, можно выделить Р.Ю. Аврутина, И.А. Биккинина, В.Б. Поезжалова, В.Ю. Горбунова, М.Н. Ситкину.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический, метод сравнения и метод анализа для изучения норм права России, правовых позиций высших судов, а также иные методы научного познания.
Структурно работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка пользуемой литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ
1.1. Правовой статус участкового уполномоченного
Выполнение задач по защите интересов государства, общества и его граждан предполагает необходимость создания соответствующего механизма, то есть формирование норм права и создания государственных органов, которые от имени государства исполняют различные функции, в первую очередь, направленные на поддержание правопорядка в обществе и обеспечение безопасности.
В число государственных органов, в обязанности которых входит обеспечение безопасности государства и общества, входит полиция. В соответствии со статьей 1 федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [6]. Поскольку участковый уполномоченных является сотрудником полиции, в его обязанности также входит обеспечение безопасности.
Деятельность участкового уполномоченного не столько масштабна, однако значима на вверенном ему участке, поскольку в конечном итоге она подразумевает осуществление деятельности, направленной на поддержание безопасности в обществе.
Сотрудники полиции – это одни из лиц, деятельность которых наиболее часто подвергается критике как крайне неэффективная, достаточно часто средства массовой информации, а за ними и население обозначают проблему постоянного бездействия полиции, в число которых входят участковые уполномоченные.
Статус уполномоченного определяется теми задачами, которые ставятся перед данной службой и полномочиями, которыми они наделены для их выполнения. Необходимо отметить, что правовой статус и правовое положение – понятия не идентичные. Правовой статус – это некое стабильное состояние, которое определяется совокупностью признаков, не изменяющихся в зависимости от ситуации. Правовое положение во многом зависит от характера правоотношений.
Правовой статус участкового уполномоченного определяется закрепленными в законе правами, обязанностями, а также спецификой правовой положения, обусловленной тем, что участковые уполномоченные полиции являются государственными служащими, что налагает на них определенные обязанности и ограничения во всех сферах.
Как самые существенные черты, которые определяются статус участкового уполномоченного можно выделить следующие:
- наличие специальной правосубъектности, то есть властных полномочий, обусловленных принадлежностью к полиции;
- обязанность нести службу и противодействовать нарушению закона не только в рабочее время, но и в иные промежутки, потому что статус носит постоянный характер, чем служба существенно отличается от работы по найму;
- возможность возложения на участкового уполномоченного дополнительных обязанностей и функций по обеспечению правопорядка в обществе;
- осуществление противодействия не только совершению административно-правовых проступков, но и уголовно наказуемых деяний, а также иной противоправной деятельности, которая прямо не подпадает под указанные категории, но вместе с тем может принести вред третьим лицам;
- преобладание функции предупреждения, профилактики нарушений закона [22, с.57].
Специальная правосубъектность отчасти находит свое отражение в тех требованиях, которые предъявляются к кандидатам на прохождение службы в органах внутренних дел, в том числе достижение определенного возраста, наличие специального образования, определенный психологический, нравственно-волевой склад личности, высокий уровень морали и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные и правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант Плюс.
2. Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50 (ред. от 24.11.2020) «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50460) // Консультант Плюс.
3. Приказ МВД России от 17.01.2006 N 19 (ред. от 28.11.2017) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») // Консультант Плюс.
4. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // Гарант.
5. Приказ МВД России от 29.03.2019 N 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115) // Консультант Плюс.
6. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) // Консудьтант Плюс.
7. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
8. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
9. Аврутин Р.Ю. Отдельные аспекты деятельности участкового уполномоченного полиции на закрепленном участке. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
10. Ахметова В.Д. Проблемы взаимодействия участкового уполномоченного полиции с населением административного участка. - М.: Новое знание, 2019. - 304 с.
11. Биккинин И.А. Проблемы организации работы по рассмотрению обращений граждан в деятельности участковых уполномоченных полиции. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
12. Горбунов В.Ю. Отдельные проблемы административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных полиции и пути их решения- М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
13. Гришаков А.Г. Особенности взаимодействия участкового уполномоченного полиции с народными дружинами в сфере охраны общественного порядка на территории административного участка. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
14. Давыдов М.В. Профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции как основное направление по укреплению правопорядка на своем административном участке. – М.: Проспект, 2019. – 336 с.
15. Елагин А.Г. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
16. Маркина Э.В. Проблемные вопросы, связанные с организацией деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению и разрешению обращений граждан. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
17. Поликарпова Е.В. О некоторых вопросах осуществления профилактики преступлений и административных деликтов участковым уполномоченным полиции в отношении лиц ранее судимых // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 1. – С. 208.
18. Репьев А.Г. Правовые преимущества как необходимый элемент укрепления правового статуса сотрудника органов внутренних дел. - М.: Академия, 2019. - 471с.
19. Ситкина М.Н. Права участкового уполномоченного полиции: проблемы реализации некоторых из них. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
20. Скорбунова Ю.А. Правовые основы и особенности регулирования профилактики и предупреждения преступлений в Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
21. Судакова Т.М. К вопросу об эффективности отдельных процессуальных действий в предупреждении незаконного оборота наркотиков // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 3 (131). – С. 284.
22. Шакирова З.Р. Отдельные аспекты развития института участковых уполномоченных в России. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
23. Шубин С.П. Правовые аспекты деятельности участковых уполномоченных полиции при осуществлении профилактического обхода административного участка. – СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.